Актуально!

воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Посуда

Посуда.  (старший возраст)

Родителям рекомендуется.
     Рассмотреть вместе с ребенком посуду – кухонную, чайную, столовую.
     Закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение.
     Показать, где дома храниться посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте).
     Рассказать ребенку, что посуду изготавливают из различного материала: стекла (стаканы), хрусталя (вазы), фаянса, фарфора, глины (чашки и тарелки). Из чугуна делают сковородки; из железа , покрытого эмалью – кастрюли, тазы; из стала – ножи. Обратить внимание на то, что посуда может биться.
     Познакомить ребенка со свойствами посуды: стеклянная и железная посуда быстро проводит тепло – невозможно удержать стакан или кастрюлю с кипятком голой рукой, а фарфор плохо проводит тепло – из чашки можно пить чай, не обожжешь губы.
     Рассказать, что после еды посуду следует тщательно мыть в теплой воде с моющими средствами, затем сушить или вытирать чистым полотенцем; покажите ребенку эти действия.
     В качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.

Предметный словарь.
Существительные: дуршлаг, скалка, противень, солонка, масленка, хлебница, сахарница, поднос, половник,  чашка, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сервиз, железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, чугун, картон, сталь.
Глаголы: накрывать, подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать, чистить, разбить, склеить,  готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть.
Прилагательные: кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, большие, маленькие, острый, длинный, короткий, круглый, прямоугольный, квадратный, гладкий, граненный, стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный.
Наречия: горячо, тепло, холодно, жарко, грязно, чисто, вдребезги.

Дидактические игры.
Для чего они нужны?
Ложка – чтобы есть суп,                          Нож – чтобы резать продукты,
Тарелка –наливать щи,                            Сковорода – чтобы жарить мясо,
Вилка –брать кусочки пищи,                  Чашка – чтобы пить напитки,
Кастрюля – чтобы варить суп,                Чайник – чтобы кипятить воду.
Сосчитай до пяти.
Одна глубокая тарелка, две глубокие тарелки,….пять глубоких тарелок.
Одно розовое блюдце, два розовых…….
Один заварной чайник, два …………
Проделай действия.(повторяем предлоги)
Поставь чашку слева от блюдца, а ложку положи слева от чашки.
Поставь блюдце на чашку, под нее, за нее, между чашкой и ложкой.
К какому виду относится?
Сахарница – чайная посуда,                    Салатница – столовая посуда,
Кастрюля – кухонная посуда,                   Масленка –  …………
Тарелка –  ………,                                     Вилка –  ……
Какая посуда?
Ваза из хрусталя – хрустальная,             Таз из железа –  ……
Блюдце из глины –  …….                         Чашка из фарфора –  ……
В какой посуде?
Варят – в кастрюле,                                   Едят –   из тарелок
Жарят – на сковороде,
Пьют –  из чашек, стаканов, кружек, бокалов.
Почему так называется?
Супница – в нее наливают суп,
Сахарница – посуда для сахара,
Масленка – в ней хранят масло.
Назови части.
Нож – лезвие, ручка,
Чашка – дно, стенки, ручка,
Найди общее.
Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета; из них можно пить; у них есть ручка.
Найди разницу.
Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка из железа; чашка бьется, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжешь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.
Бьется или не бьется.
Стакан – бьется, ложка – не бьется ….

Развитие мелкой моторики.
                                       Помощники.
                                                          Ритмичное сжимание, разжимание
Раз, два, три, четыре,                      пальцев на обоих руках.
Мы посуду перемыли:                    Движение «моем ручки» друг о друга.     
Чайник, чашку, ковшик, ложку     Загибаем пальцы на левой руке под
И большую поварешку.                  перечисление.
Мы посуду перемыли,                    Движение «моем ручки» друг о друга.     
Только чашку мы разбили,             Разгибаем пальцы  на руке.
Ковшик тоже развалился,               В конце стиха разводим ладошки
Нос у чайника отбился,                  в стороны.
Ложку мы чуть-чуть сломали –
Так мы маме помогали.
                                   Засолка капусты.
Мы капусту рубим, рубим.
                                                (резкие движения прямыми кистями рук            
                                                 вниз и вверх).
Мы морковку трем, трем.
                                                 (пальцы рук сжаты в кулаки, движение
                                                  кулаков друг о друга).
Мы капусту солим, солим.
                                                 (движение пальцев, имитирующие                       
                                                 посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем, жмем.
                                                 (интенсивное сжимание пальцев в кулаки).

Мимические упражнения.
Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку, радость – купили новую посуду, неудовольствие – много грязной посуды.

Упражнения для губ и щек.
            Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой трубочкой.
            Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
Упражнения для языка.
           Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья чашечка глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
          Чашечка и блюдце на столе. Чередовать позиции: язык «чашечкой», язык «на донышке».
          Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
          Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
          Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкой» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

Развитие речевого дыхания и голоса.
          Пьем коктейль через трубочку. (Вдох). Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох).
          Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» – вдох, подуть на горячий чай – выдох.
        Пыхтящий чайник. Произносить : «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»

Развитие слухового внимания.
В магазине. (выполнение инструкций, произнесенных шепотом)
Охрипший покупатель (взрослый) называет шепотом предметы чайной посуды (чайник, чашка, блюдце, молочник, сахарница), а продавец (ребенок) повторяет эти слова громко.
Наведем порядок.
После прихода гостей надо убрать посуду(кастрюля, сковорода, половник, чайник, чашки, ложки) на место.
Давай расставим посуду в шкафу по полочкам вот так:
-        на верхней полке посуда со звуком [А] в конце слова;
-        на средней – со звуком [К] в конце слова;
-        на нижней – со звуком [И] в конце слова.

Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Если я пуста бываю, -
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
                                                                     Новая посуда,
Деревянная темница –                               а вся –  в дырках.
А в ней хлеб всегда хранится.
                                                                     Утка в воде, -
Сделаны они все из стекла,                       а хвост на горе.
Предназначены для чая,
Сока, молока.
                                                                     Из горячего колодца
Вся макушка в дырках мелких, -              через нос водица льется.
Горечь горькая в тарелках.
Ходит он из края в край,
Режет черный каравай.
                                                                     Из меня посуду тонкую,
                                                                     нежно-белую и звонкую
                                                                     Обжигают с древних пор,
                                                                     называюсь я ………..
Прочитайте детям.
                                Для чего нужна посуда.
Если б не было посуды,                         К счастью помогает всюду
Нам пришлось бы очень худо.              Нам различная посуда:
Мы бы тут же из людей                         На нее еду кладут,
Превратились в дикарей:                       Из нее едят и пьют.

Брали мясо бы руками,                          Сохраняют в ней продукты:
Разрывали бы зубами,                            Сыр и масло, хлеб и фрукты…
Пили воду бы в реке                               В ней готовят сотни блюд –
Или в грязном ручейке.                          Варят, жарят и пекут!


Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка",  С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.
Каталог картинок

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...