четверг, 5 сентября 2013 г.

Овощи - фрукты

Овощи – фрукты.  (средний возраст)


Родителям рекомендуется.

         Рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи, фрукты; объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи», «фрукты».
         Обратить внимание на следующие признаки овощей и фруктов: цвет, форму и вкус.
         По возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, а где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте); что из них готовят (суп, салат, винегрет, компот…)
         Совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей и фруктов.


Предметный словарь.

Существительные: овощи: редиска, свёкла, горох, кабачок, тыква, перец,  картофель, морковь, капуста, помидор, лук, огурец, чеснок, овощ, грядка, ботва, стручок, урожай, шелуха, очистки,  кочан, кочерыжка, мешок, корзина, ящик; фрукты: апельсин, ананас, банан, груша, яблоко, слива, лимон, , мандарин, фрукт,

Глаголы: : расти, зреть, созревать, поливать, полоть, сажать, сеять,  копать,  вскапывать, выкапывать, дергать, убирать (урожай), выращивать, собирать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать, плодоносить.

Прилагательные: сладкий, кислый, горький, вредный, полезный, круглый,  длинный, овальный, овощной, сочный, крепкий, мелкий, крупный, хрустящий, фруктовый, красивый, вкусный, сахарный, нежный, ароматный.

Дидактические игры.
Большой – маленький. (образование уменьшительно – ласкательных суффиксов.      Огурец – огурчик
                          Помидор – помидорчик
                          Перец   -   …….
Один – много.
  меня помидор, а в магазине продаются Что? … помидоры)
                   Огурец – огурцы              Свекла – свеклы
                   Тыква – тыквы                  Перец – перцы

Назови цвет, назови форму.
Морковь (какая?) – оранжевая, длинная.  
Огурец (какой?) – зеленый, овальный.
Репка (какая?) – желтая, круглая.
Помидор (какой?) – красный, круглый.

Веселый счет. (согласование числительных с существительными)
Один помидор_ – два помидора – три…….. – пять помидоров
Одна слива – две сливы – три………. – пять слив_
Одно яблоко – два яблока – три …….. – пять яблок_

Узнай по запаху.                                                 Узнай на ощупь.
Яблоко – ароматное,                                      Огурец – пупырчатый,
ягода – душистая,                                           Морковь – продолговатая,
                                                                           Яблоко – круглое
Узнай на вкус.  (использовать натуральные овощи, фрукты)
Лимон – кислый     Яблоко – сладкое     лук – горький

Назови соки.
Из лимона – лимонный, из апельсина – апельсиновый,
Из яблока – яблочный, из сливы  - сливовый 

Составь предложение.
Лимон овальный, а яблоко круглое.
Лимон желтый, а яблоко красное.
Огурец овальный, а помидор круглый.
Морковь оранжевая, а огурец зеленый.

Составь описательный рассказ. (по плану, про овощ или фрукт)
1. Что это?  2. Где растет?  3. Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?  4. Какой на вкус?  5. Что из него готовят?

Развитие мелкой моторики.

                                       «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, рубим,                    Резкие движения прямыми кистями
                                                             рук вверх вниз.
Мы морковку трем, трем;                     Пальцы рук сжаты в кулаки, движения
                                                             кулаков друг о друга.
Мы капусту солим, солим;                    Движения пальцев имитирующих
                                                             посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем, жмем.                      Интенсивное сжимание пальцев рук
                                                             в кулаки.

                                     «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин.                  Два кулачка прижаты друг к другу.
Много нас, а он один.                   Кулачки отсоединяются.
Эта долька для ежа,                    По очереди на каждую строчку стиха
Эта долька – для чижа,                разгибаем по два больших, указательных…
Эта долька – для утят,                 пальца, и так до мизинца.
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.                   Показать раскрытые ладошки.
Он сердит на нас – беда,              Закрыть ладошками глаза.
Разбегайся кто куда.                      Спрятать руки за спину.

Мимические упражнения.
Огородное пугало. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
Передать эмоциональное состояние. Вы едите сладкий перец, сладкую морковь, хрустящую капусту.
Выразить состояние недовольства в ситуациях: Мама чистит лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Упражнения для губ и щек.
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот. Держать рот широко открытым под счет до 5-6 р.
Толстячки – худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки», лук, чеснок, стручок гороха – «худышки».
Упражнения для языка.
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Широкий язык поднимать и опускать, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи свой бочок. Широко открыть рот, закрыть широким языком верхнюю губу. Опустить язык за нижние зубы.
Я – и не я. Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Взрослый произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т.д. Дети отвечают «И я, и я!», «Не я , не я!».
Язычок перелезает через щель в заборе в огород. Широкий язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора вот такие острые. Показать «острый» язык. Поочередно высовывать то «широкий», то «острый» язык.

Развитие речевого дыхания и голоса.
Разговоры овощей. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов и овощей. Помидор хвастается: «Па – пу»! «Пы – по»!, Огурец: «Пы – бы, по – бо» Кабачок ворчит: «То – ты – ту»!, Тыква сердится «Фу – фа – фу»!.
Произносим «Ох!», « Ах!», « Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки, внучки.

Развитие слухового внимания.
Фрукты.
Предложите ребенку послушать как падает виноградинка (яблоко), слива). Фрукты роняйте в пластмассовую миску на глазах у ребенка. Предложите ребенку самому выполнить такие же действия. Большой яблоко падает и ударяется о миску сильно «БУМ!», а виноградинка падает тихо и ударяется  о миску тихонько «бум!». При ударе о дно  миски фрукты издают различные по силе звуки. (Повторите действия, но уже за ширмой.)

Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Сто одежек – и все без застежек:
Как надела сто рубах, - захрустела на зубах.

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь – гладкая, на вкус как сахар – сладка.

Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались оттуда бусинки – дробинки.

Круглое, румяное я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,
Вкусный и сырой? Кто же я такой?

На сучках висят шары, посинели от жары.

Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка",  С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.
Каталог картинок

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...