понедельник, 29 апреля 2013 г.

Наш город

            
   Наш город.   Дом. Квартира. (старший возраст)
Родителям рекомендуется:
        Во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные, многоэтажные каменные, деревянные, блочные, а так же памятники архитектуры.
        Внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ребенок, сосчитать, сколько в нем этажей, на каком этаже он живет, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить домашний адрес. На иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в больших городах и сельской местности.
        Объяснить ребенку, что люди разных профессий принимают участие в строительстве зданий
 (архитекторы – составляют проект будущего дома, монтажники – собирают из конструкций целые секции квартир, сварщики – сваривают металлические конструкции, крановщики – поднимают готовые части на верхние этажи, кровельщики – кроют крыши): всех, кто строит дом, называют строителями. В обустройстве дома принимают участие водопроводчики, сантехники, штукатуры, паркетчики, плотники, слесаря, стекольщики. Далее к работе приступают отделочники: маляры, плиточники, обойщики.
        Совершить с ребенком экскурсию по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат, объяснив их значение. Помочь ребенку составить рассказ о доме по плану:
1.     Из чего построен дом?
2.     Сколько в нем этажей, подъездов?
3.     Внешний вид дома.
4.     Описание вашей квартиры.
5.     Части комнаты, отделка.
Предметный словарь:
Существительные: дом, этаж, ступеньки, лестница, подъезд, площадка, квартира, комната, столовая, спальня, кухня, коридор, прихожая, стены, углы, потолок, рамы, форточка, ручка, шпингалет, подоконник, порог, плинтусы, кирпич, бетон, дерево, кафель, штукатурка, обои, побелка, паркет, линолеум,  стекло, вход, выход, дверь, крыша, труба, кислород, строители: архитектор, инженер, монтажник, сварщик, крановщик, кровельщик, водопроводчик, сантехник, штукатур, паркетчик, стекольщик, слесарь, маляр, плиточник, обойщик.
Глаголы: строить, красить, закрывать, открывать, подниматься, входить, выходить, позвонить, спускаться, ремонтировать, застеклить, покрыть, штукатурить.
Прилагательные: большой, маленький, высокий, низкий,  широкий, узкий, новый, старый, кирпичный, каменный, бетонный, блочный, деревянный, одноэтажный, многоэтажный, застекленный.

Дидактические игры.
“Что над головой”
(потолок, другие этажи, крыша,).
“Что под нами”
(пол, другие этажи, подвал).
“Какая комната?”
Моем руки (где?) – в ванной, обедаем (где?) –  в…, играем (где?) – в….
“С улицы в квартиру”
(подъезд, лестница, ступеньки, перила, лифт, площадка, дверь, звонок).
“Что мы делаем”
В коридоре – одеваемся, когда выходим на улицу, и обуваемся, а когда приходим домой, там вешаем одежду на вешалку, в спальне - ……
“Что между полом и стеной?”
Плинтус.
“Добавь деревянные части к дому.”
Двери, рамы, подоконники, полы, порог, плинтуса.
“Назови материал.”
Дом – кирпичный, бетонный; полы –  паркет, линолеум;   стены – кафель, обои.
“Назови, какой дом”
(образование сложных слов)
Одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный,…многоэтажный, высотный.
“Измени слово” (окно)
В доме большое …
В доме нет ….
Я подошел к …
Я мечтаю о большом …
У меня растут цветы под …
“Подбери родственные слова”
Строить - …….  (стройка, строитель, строительство, строительный, постройка…)
“Назови профессию.”
Кто вставляет стекла? – стекольщик.
Кто работает на кране? – крановщик.
Кто кладет камни? –   каменщик.
Кто составляет проект будущего дома? – архитектор.
Кто монтирует секции квартир? – монтажники.
Кто кроет крыши? – кровельщик.
Кто оформляет помещение квартиры? – маляр, плиточник, обойщик.

Развитие мелкой моторики.
       Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
                                  Пальчики – строители.
Пальчики –мальчики, вы – строители,
На стройке поработать не хотите ли?
Этот пальчик цемент и песок засыпает,
Этот воду туда добавляет,
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметану.
На этот раствор кирпичи по линейке
Каменщик уложит, получится стенка.
Кровельщик крышу покроет железом.
Там высоко, мы туда не полезем.
Вот штукатур. Он выровнял стенку.
Маляр постарался покрасил панели.
Электрик свет уже включил,
Сантехник воду подключил.
Осталось только подать газ –
Прекрасный дом будет у  нас.
Новоселье отпразднуем в эту субботу.
Спасибо, строители, вам за работу!

Мимические упражнения.
                  Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.
                   Выразить удивление: “Какой высокий небоскреб!”
                  Показать как испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
                   Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: “Ура! Ура! Ура!”

Упражнения для губ и щек.
                  Котлован. Экскаватор вырыл вот такой котлован: широко  открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.
                  Ковш экскаватора открылся, набрал земли, высыпал. “Оскал” с закрыванием и открыванием рта.
                   Чердачное окошко. Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой трубочкой при сомкнутых челюстях.
                    Чередование позиций: “оскал” – “трубочка” – “воронка”.

Упражнения для языка.
                      Моем окна: Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижним губам.
                      Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала  только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.
                      Красим потолок - "Маляр". Кончиком языка проводить по небу – от  мягкого неба до верхних зубов.
                      Ковш экскаватора. Язык принимает форму чаши.

Развитие речевого дыхания и голоса.
                    Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: Т-т-т-т-т, Д-д-д-д-д-, а затем сллоги: та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, тук-тук-тук-тук.
                     Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, третий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).
                    Произносить предложения с разной интонацией. “Ах, какой дом!” “Какой это дом?” “Вот такой дом!”

 Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Она меня впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время под замком
Она хранит мой сон.
Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять:
На миг заглянет в коридор –
И в комнату опять.
Поля стеклянные,
Межи – деревянные.
Маленькая собачка
Свернувшись, лежит –
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
                                                     Два братца друг на друга глядят,
                                                     Век не сойдутся.
Это что за простачок
Лег у двери на бочок?
На пороге, на дороге
Останавливает ноги.

Выучите скороговорку.
Чтобы дом построить новый запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску, гвозди паклю и замазку.

Настольные игры по теме


Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка",  С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.
Каталог картинок

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...