Актуально!

среда, 14 ноября 2012 г.

Зимующие птицы

Зимующие птицы. (старший возраст)
             Родителям рекомендуется.
     Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка окраску птиц, характерные внешние при­знаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.
       Рассказать, где они живут и чем питаются; Обратить вни­мание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.
       Провести беседу с ребенком о бережном отношении к пти­цам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Предметный словарь.
Существительные:  голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, клюв, лапки, когти, гребень, бородка,  крылья, перья, пух, санитар.
Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, махать, прыгать, ворковать, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные: зимующие, нежный (пух), грубые (перья), красногрудый (снегирь), перелетные (птицы).
Наречия: высоко – низко, далеко – близко,  громко – тихо.

Дидактические игры.
   Один – много. (обра­зование множественного числа существительных): ворона – ­вороны, снегирь - ... , галка - ... , воробей - ....
Назови ласково. (упраж­нение в словообразовании):
воробей - воробушек, воробьишко; галка - ... , сне­гирь - ... , синица - ... .
Счет птиц. (закрепление согласования числительных с существительными)
Один воробей, два воробья, …, пять воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, .. , пятая ворона;
первый голубь, второй голубь, ... , пятый голубь.
Кто как голос подает? (образование глаголов)
Ворона - «кар-кар» - она каркает,
воробей - ....
Подбери признак. (со­гласование существительных с прилагательными)
ворона (какая?) - ... , голубь (какой?) - ... , снегирь (ка­кой?) - ... ,синица(какая?)
Угадай птицу по описанию. Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка ро­зовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
Сравни птиц с людьми и животными.
у человека - дети, а у птицы - птенцы. у животных - шерсть, а у птиц - ...
У человека - нос, а у птицы - ... у кошки - лапы, а птицы- ...
Исправь ошибки.
Черный ворона - черная ворона.         Снегирь клевала хлеб. - ...
Белый сова -                                       Сорока сидел_ на заборе. - ...
Серое голубь -                                       Ворона чирикала на солнышке. - ...
     Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, корот­кие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полос­ки. Целый день чирикает и прыгает….
Четвертый лишний.    Синица, воробей, грач, снегирь.
Снегирь, синица, кормушка, голубь.
Дятел, щегол, свиристель, барсук.
     Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Подобрать родственные слова.
Корм - кор­мить, кормушка, накормленный, кормление (птица).
Какое слово не подходит?Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.
Сова, совушка, совет, совята, совиный.

Развитие мелкой моторики.                                                                                 
            Филин          
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу:-бу.
Руки в кулачок, прижаты.
Боль­шие пальчики вверх (ушки),
ука­зательные пальцы вместе:
 они выс­тавлены на вас (нос).
                                                  Птичка                                                                  
 Пальчики - головка,  
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, боль­шие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы ­головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Птенчики в гнезде.                       
Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.
Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.


Мимические упражнения.
Изобразить птиц в морозный день.  «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодный и замерзающих птиц.
Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

Упражнения для губ и щек.
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верх­нюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскры­том рте (чмоканье).

Упражнения для языка.
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удержи­вать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, за­тем произносить звук а.
  Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд­тдд-тдд».

Развитие речевого дыхания и голоса.
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить».
Снегирь: «Фью-фЬю-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е».

Развитие слухового внимания.
Птички - невелички. Прочитайте рифмовку:
Синичка, синичка, воробью сестричка:
Тинь – тинь – тинь.
Воробей – воришка залез в амбаришко:
Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:
Тук – тук – тук.
Если ты услышишь песенку синички, то "летай" по комнате, если услышишь песенку воробья, то прыгай, если: "Тук-тук-тук", то "клюй" зерныш­ко. Произносите звукоподражания, а ребенок производит соответствующие действия.
Усложнение: произносите звукоподражания шепотом.
Накормим птиц. Дайте ребенку картинки с изображением голубя и карандаши и скажите, что к нему прилетел голубь, ему холодно и голодно зимой, поэтому ему надо помочь, накормить. Нарисуй столько зернышек, сколько раз я хлопну. Хлопайте в ладоши, а на каждый хлопок ребенок рисует перед голубем одно зернышко.
Дятел. Постучите (под столом, так чтобы ребенок не видел). Это стучит дятел, лечит больное дерево. Он построит в дереве себе гнездо. А как называется гнездо дятла?» Дятел выведет в дупле птенчиков. Сейчас мы превратимся в птенцов и постучим, как большой дятел, слушай вниматель­но и повторяй за дятлом». Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами. (//**,  /**/,  **//, /***, ***/.)

Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится, -
Не орел, - а все же птица.
                  (Воробей)

Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка",  С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.
Каталог картинок

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...