Актуально!

среда, 22 февраля 2012 г.

Развитие слухового внимания

Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти


    Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.
Прикрой ладонями глаза.
Прикрой ладонями уши.
Правой рукой коснись правого плеча.
Левой ладонью прикрой правый глаз.
Правой ладонью прикрой левое ухо.
Левой рукой возьмись за правую пятку.
Левую руку вытяни вперед, правую вверх.
Указательным пальцем левой руки коснись правого локтя.
Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.


    Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):
Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика.
—Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
В верхнем правом углу нарисуй 2 крас¬ных мяча, а в левом нижнем углу 3 желтых цветка.

    Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.
Подойди к двери и открой ее.
Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.
Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.
Возьми из-под кровати две красные машинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.
Медведя отнеси в спальню и посади возле телевизора, а тигренка отнеси на кухню и положи на табурет.

    Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор.
Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)
Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)
Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)
Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда путаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)
Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный, телефон)

    Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА» (или «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ»). Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово.
Просьба, подними руки вверх.
Руки вниз.
Просьба, руки в стороны.
Руки вперед.
Просьба, встань.
Попрыгай на одной ноге.
Просьба, покружись.
Просьба, похлопай в ладоши.
Опусти руки.
Просьба, топни правой ногой.
А теперь левой.

     Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды.
Покажи все зеленые квадраты.
А где синие треугольники?
Покажи красный овал.
Где желтый круг?
Покажи желтый круг и красный квадрат.
А где фигуры без углов?
Покажи все прямоугольники.
Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

     Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.
Покружись.
Присядь три раза.
Поставь руки перед грудью.
Топни правой ногой 2 раза.
Подпрыгни 3 раза.
Поставь руки на пояс и наклонись вперед 5 раз.
Поставь руки за голову.

       Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жиз¬ни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить («не бывает»), ребенок стоит на месте.
Корова летает.
Лошадь выступает в цирке.
Рыба бежит к реке.
Слон залез в нору.
Лошадь спит в берлоге.
Воробей чирикает.
Кукушка ловит кошку
Петух кукарекает.

      Взрослый перечисляет размеры каждого животного (неправильные варианты даются от имени любого сказочного персонажа (Незнайки). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
Собака больше лошади.
Рыба меньше комара, но больше кошки.
Комар больше лошади и т. д.  

Взрослый называет пищу каждого животного (правильные и неправильные варианты). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
Собака жует траву.
Лошадь ест овес.
Рыба ест кошек.
Кошка ест рыбу и т. д.

      Взрослый называет место, где обитает каждое животное (правильные и неправильные варианты). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
Лошадь живет в будке.
Комар живет в конюшне.
Рыба спит на диване.
Крокодил живет в реках Африки.

      Если сочетания слов, названные взрослым, реальны'(«бывает»), ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр.), если они не реальны («не бывает»), ребенок стоит на месте.
Синий помидор.
Красное яблоко.
Сладкая селедка.
Бумажная сковородка.
Жидкая сосулька.

   Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на их изображения
а Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
б  Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке,
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
в  Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке,
Воробей же в это время громко лаял у соседки.

   Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вме¬сте. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны:
муравей, птица, компьютер, слон, ластик, мел, пуговица, шкаф, комната, булавка, ванна, пчела, монета и т.д.

   Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту. Если названный объект несъедобен, ребенок низко на¬клоняет голову вперед, а руки прячет за спину:
мороженное, абрикос, бобры, грибы, улица, ананас, кокос, урица, рисунок и т. д.

   Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию сло¬ва). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.
Картошка. Ложка. Окрошка.
Апельсин. Блин. Мандарин.
Конфета. Котлета. Ракета.
Банан. Диван. Барабан.
Мёд. Компот. Плот.
Лимон. Вагон. Бульон.
Булочка. Будочка. Дудочка.

   Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку  Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, про¬износя  его  с  вопросительной  интонацией.
Под землею не размокла
Вся оранжевая ... (свекла?)
Когда последний луч потух
В лесу завыл большой ... (петух?)
Он зовется «царь зверей»,
Потому что ... (соловей?)
В огороде до сих пор
Под землею ... (помидор?)

Из книги Т.А. Ткаченко «Коррекция фонематических нарушений у детей»



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...