Актуально!

вторник, 1 марта 2016 г.

Весна

Родителям рекомендуется:
Поговорить с ребенком о том, какое время года наступило.
Во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной.
Назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц – март.
Понаблюдать, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал короче или длиннее.

Вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней весною.
Рассказать ребенку о празднике 8 МАРТА – кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день».
Научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду.

Объясните, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребенку запомнить слово "первоцветы".
Рассмотрите цветок (любой) и помогите ребенку запомнить его строение: корень, стебель, лист, цветок. Обратите внимание на цвет и запах цветов. 

Предметный словарь.
Существительные: 
весна, март, апрель, май, погода, солнце, тепло, дождь, лужа, грязь, туча, снеготаяние, распутица, капель, пробуждение, ручей, проталина, половодье, разлив, наводнение, ледоход, льдина, набухание, почка, цветение, черемуха, сирень, трава, лист, первоцвет, мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, тюльпан, нарцисс, примула, пион, земля, пахота, сев, посевная, посадка, сад, огород, поле.    
Глаголы: бежать, журчать, бурлить, звенеть, течь, висеть, крошиться, ломаться, плыть, пускать, набухать, лопаться, распускаться, зеленеть, цвести, возвращаться, прилетать, петь, копать, боронить, пахать, сажать, сеять, пробудить, зазеленеть, согреть, растопить, промочить, посадить.
Прилагательные: весенний, ранний, поздний, быстрый, чистый, мутный, звонкий, разговорчивый, бурный, говорливый, липкий, клейкий, пахучий, мягкий, шелковистый, нежный, свежий, изумрудный, ольховый, березовый, тополиный.
Наречия: по-весеннему, ярко, бурно, тепло, ласково, звонко, светло, зелено,  весело, наконец, внезапно.

Дидактические игры.
Придумайте противоположные по значению слова — «слова-неприятели».
ранняя — поздняя
солнечная — пасмурная
нежданная — долгожданная
мелкий — глубокий
мокрая — сухая
рыхлая — плотная
оживать — замирать
ясно — пасмурно

Послушайте и повторите близкие по значению слова — «слова-приятели».
половодье — разлив, паводок, полая вода, высокая вода
прилет — возвращение (птиц)
мокрая — влажная, сырая (земля)
идет — шагает, спешит (весна)
шумит — бурлит, журчит, звенит (ручей)

Ответьте на вопросы.
Где вы можете увидеть сережки? (Сережки можно увидеть ранней весной на березе, иве и ольхе. Сережки свисают под подбородком у петуха и курицы). 
Какие сережки есть у твоей мамы или сестры? 
Каким ласковым именем можно назвать мальчика Сережу? (Сережка.)

Скажите ласково.
ручей — ручеек, ручеечек
тюльпан — тюльпанчик
земля — земелюшка
трава — травка, травушка, травинка, травинушка

Составьте новое слово из двух.
Как называется явление, когда тает снег? (Снеготаяние.)
Как называется явление, когда идет лед? (Ледоход.)
Каким словом можно назвать первые цветы? (Первоцветы.)
Если мы долго ждем весну, значит, она какая? (Долгожданная.)


«Один — много».
один ручей — ручьи — много ручьев
один тюльпан — тюльпаны — много тюльпанов
одна лужа — лужи — много луж
одна льдина — льдины — много льдин

Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие?
Весна (какая?) (ранняя, поздняя, запоздалая, теплая, нежданная, светлая, прекрасная).
Земля весной (какая?) (сырая, влажная, холодная, рыхлая, плотная, мокрая).
Капель весной (какая?) (звонкая, чистая, радостная, весенняя).
Погода весной (какая?) (весенняя, солнечная, тихая, ветреная, дождливая, ясная).
Трава весной (какая?) (молодая, мягкая, шелковистая, нежная, зеленая, ярко-зеленая, свежая, изумрудная).
Весеннее солнце (какое?) (яркое, ласковое, теплое, лучистое, приятное, золотое, оранжевое).
Листья весной (какие?) (молодые, липкие, клейкие, нежные, свежие, светло-зеленые, зеленые, пахучие, бархатистые).
 
Ручьи весной (какие?) (быстрые, чистые, звонкие, разговорчивые, говорливые, бурные, серебристые, мутные).

Говорите и выполняйте.
Что я делаю? (Я копаю, сею, сажаю.)
Что мы делаем? (Мы копаем, сеем, сажаем.)
Спроси у друга. (Ты копаешь, сеешь, сажаешь?)
Скажите обо мне, что я делаю. (Вы копаете, сеете, сажаете.)
Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) копает, сеет, сажает.)
Что они делают? (Они копают, сеют, сажают.)

Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
Назовите первый звук в словах:
 разлив, почка, май, лужа, грязь. Как называются эти звуки? (Согласные твер­дые звуки.)
Назовите последний звук в словах:
 сирень, грязь, капель. Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)
Какой последний звук слышится в словах:
 лужа, теп­ло, ручьи, льдины? Как называются эти звуки? (Гласные звуки.)

Развитие мелкой моторики. Выполняйте действия в соответствии со смыслом текста стихотворения. Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. 
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают. 
Т. Ткаченко

Мимические упражнения. 
Изобразите зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.
Представьте себя говорливыми ручьями, печальными снеговиками, плачущими сосульками и пробивающимся из-под снега подснежником.
Пластический этюд «Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился,
а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.


Упражнения для мышц шеи 
Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).
Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую гласных: «А-э-и-о-у».


Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц 
Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.)
На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.


Выучите и отгадайте загадки с детьми. Нарисуйте отгадки.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной)

Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна. Зовут меня ... 
(весна).
Е. Карганова

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла ... (весна).

Прочитайте стихотворения детям. Выучите понравившееся. Понимает ли ребенок, о чем идет речь в стихотворениях.

Где ты, солнышко, проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап, кап, кап! Весна настала.
Е. Карганова

ВЕСНА
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.
И. Токмакова

РАЗГОВОР С ВЕСНОЙ
— Ну, весна, как дела?
— У меня уборка.
— Для чего тебе метла?
— Снег мести с пригорка.
— Для чего тебе ручьи?
— Мусор смыть с дорожек!
— Для чего тебе лучи?
— Для уборки тоже.
Все промою, просушу —
Вас на праздник приглашу!
О. Высотская

ОТТЕПЕЛЬ
По чуть-чуть, по капельке
Каплют капли-капельки...
На людей, на молы,
На ступеньки школы,
И на море, и на лес,
И с карнизов, и с небес —

Отовсюду, без конца...
Вот и лужа у крыльца,
На дорожке и везде —
Вся земля уже в воде,
По чуть-чуть, по капельке
Смыт весь снег до капельки!
В. Пальчинскайте

ПОДСНЕЖНИК
Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед,
Раз пришел разведчик — и весна придет.
Е. Серова

ОДУВАНЧИК
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик — первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.
О. Высотская

ПОДАРКИ ВЕСНЫ
— Что, Весна, ты принесла?
И ответила Весна:
— Принесла я вам, ребятки,
Лейки, грабли и лопатки,
Первые подснежники,
Желтые скворечники.
Принесла я вам грачей,
И скворцов, и зябликов.
И несет любой ручей
Целый флот корабликов.
И еще я принесла
Много света и тепла,
Прыгалки и салки,
Новые считалки.
Все ребята удивились:
Как-то сразу появились
Почки клейкие в лесу,
Травка на опушке
И у Маши на носу
Первые веснушки.
Г. Сапгир


Посмотрите мультфильмы с детьми и побеседуйте об увиденном
"Снегурочка" здесь >>

Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка", С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...