понедельник, 12 мая 2014 г.

Что надо знать о навыках письма

Что нужно знать о навыках письма.
             Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям удается легко.
               Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Важно,  чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
               Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
               Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
               Вам, уважаемые родители, следует знать и довести до понимания ребенка в доступной игровой форме правильное положение при письме.
               Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее:
Пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на  мизинец, средний и  безымянный пальцы расположены примерно
пенпердикулярно к краю стола.
             Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 – 2 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
             Ребенок сидит за столом, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она не в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
             Неправильный двигательный навык в обращении  пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при     попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв (неправильный навык письма).
             Подробнее остановимся на различных видах и причинах неправильного навыка письма.
·       Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет щепотью, собрав пальцы горсточкой, рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен пенпердикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.
·       Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику.
·       Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть; зависает локоть и кисть.
·       Неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте.
·       Слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме и рисовании.
·       Неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в  сторону, подкидывая под себя ногу, приподнимается со стула.
             Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, т.ж. их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.
             Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом, можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.
             Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Рисование и закрашивание вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
             Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытки ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку.
             Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становления навыка письма.
Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.
             Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как  следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6 – 7 лет вполне способны сами контролировать свои действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему не удобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительное (свыше 20 минут) занятия.
             Для исправления неправильно сформированного навыка можно использовать несколько несложных приемов:
·       Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой  ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
·       Если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше).
·       Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки (можно использовать кальку и альбомы для раскрашивания).
             Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисование, аппликация, лепка, шитье, вышивание, вязание, макраме, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из деталей ЛЕГО.
             Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т.д. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
             Исправление неверно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.
             Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
             Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти: лазание, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане и т. д. Конечно, далеко не у каждого ребенка есть возможность поиграть на министадионе, но для этой цели можно успешно использовать спортивные снаряды детских площадок по месту жительства. Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям.
             Обнаружив у ребенка неправильный навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателя. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

  •               Помощником в обучении детей письму Вам послужит ручка-самоучка.  Ручку-самоучку держать легко и удобно, в то же время, взять ее неправильно невозможно. Взрослому не нужно стоять над ребенком и объяснять, как должен располагаться каждый пальчик и какой должен быть наклон ручки. Тренажер может использоваться не только на ручке, но и на карандаше, как для письма, так и для рисования, его использование способствует снижению усталости мелких мышц кисти руки.

Каталог картинок

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...