Актуально!

четверг, 22 мая 2014 г.

Насекомые

Насекомые.        (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ)

Родителям рекомендуется.
     В парке, в саду или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука.
     Рассказать о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе; объяснить, что муха – вредное насекомое.


Помочь ребенку составить рассказ о насекомом по плану:
1.   К какой группе относится.
2.   Части тела насекомого.
3.   Его окраска.
4.   Чем питается.
5.   Поведение насекомого.
6.   Как спасается от врагов.
7.   Польза от насекомого.

Предметный словарь.
Существительные: нектар, пыльца, жало, хоботок,  надкрылья, рой, улей, бактерия, вредители, санитар, скорость, паутина, муравейник, светлячок, мошка, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка.
Глаголы: ползать, прыгать, порхать, распускать, складывать, распластать (крылья), гудеть, пищать, садиться, прятаться, клевать.
Прилагательные: прозрачный, разноцветный, вредный – полезный, задний – передний, жесткий – мягкий, кровососущий.
Наречия: кувырком, беззвучно – громко, высоко – низко, далеко – близко, быстро – медленно, стремительно.

Дидактические игры.
Как передвигается?
Бабочка – порхает, муха – летает, кузнечик – прыгает, гусеница – ползает, муравьи – бегают,
Кто так двигается?
Летает – пчела, жук, муха
Ползает – червяк, гусеница,
Бегает –  муравей, таракан.
Назови части тела насекомого.
Крылья (у летающих насекомых), лапы, жало, туловище, хоботок.
У кого два крыла, у кого четыре.
У бабочек, пчел, жуков и стрекоз – по четыре крыла.
У мух и комаров – по два крыла.
Какой звук издают.
Комары – пищат, шмели – гудят, бабочки летают бесшумно, пчелы – жужжат., кузнечики – стрекочут.
Подбери признак.
Шмель (какой?)  – неуклюжий, толстый, мохнатый.
Муравей (какой?)  – быстрый,
Бабочка (какая?) – красивая,
Назови ласково:
Комар – комарик                                 Гусеница - гусеничка
Паук – паучок                                      пчела – пчелка
Кто лишний и почему:
Жук, бабочка, птенец   (птенец, так как он птица, а жук и бабочка –  насекомые)
Сосчитай до пяти:
Один майский жук, два майских жука, три….., пять майских жуков.
Один мохнатый шмель, ……
Одна изумрудная стрекоза, ……

Развитие мелкой моторики.
                                           Осы.
Осы любят сладкое,                             выставить средний палец, зажать
                  к сладкому летят.               его между указательным и
И укусят осы,                                       безымянным, вращать им в разные
                  если захотят.                       стороны.
                                                Жук.
Жук летит,                                            Пальчики в кулачок. Указательный
         жужжит, жужжит                        и мизинец разведены в стороны,
                    и усами шевелит.             Ребенок шевелит ими.
                                             Комарик.
Не кусай, комарик злой!                     Сжать кулачок, указательный
Я уже бегу домой.                                палец впереди «хоботок». Мизинец
                                                               и большой пальцы, расслабив
                                                                               опустить вниз – «лапки».
                                             Пчелы.
Пальцы, как пчелы, летают по сотам         Указательный и средний
И в каждую входят с проверкою                 пальцы «ходят», «летают» 
                                               - Что там?        по сотам на ударные слоги.
Хватит ли меда нам всем до весны,          (Соты: нарисованы на бумаге, выложенные
Чтобы не снились голодные сны?          крышки от гуаши на столе,                                          перевернутая пельменница).
Мимические упражнения.
          Выразить состояние боли: вас укусила оса, пчела, комар.
          Выразить состояние удивления – какая красивая стрекоза пролетела мимо, какую красивую паутину с капельками, как бусинками оставил после дождя  паук.
          Выразить свое состояние в ситуациях: у вас над ухом звенит комар, гусеница грызет красивый лист, муравьи строят муравейник.

Упражнения для губ и щек.
          «Толстячки – худышки» (попеременно надуваем щеки) изобразить худого комара и толстую пчелу.
          «Вкусный нектар». Показать как пчела сосет хоботком нектар с цветов.
          «Сердитая гусеница» - оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.                                                                    
                                                                                 
Упражнения для языка.
          Жало  у осы. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до шести – восьми).
          Муравьи вылезают из муравейника. Губы в улыбке, широкий язык медленно протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке – это тропинки, которые прокладывают муравьи из своего домика.       
          Мелькают крылышки стрекозы. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом не подвижны.

Развитие речевого дыхания и голоса.
          Бабочка нюхает цветы. Вдох через нос, выдох ртом.
          Укусил комарик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой – ой – ой – ой!», а затем предложение: «Ой, ой, ой болит пальчик мой!», «Уй, уй, уй, ты на пальчик свой подуй!»
          Кто как голос подает: шмели – гудят басом «У –у-ууууу», пчелы – жужжат « Ж- ж –жжжж», комары – пищат «З-з-зззззз», стрекозы – трещат «Тыр-тыр- тырррррр».

Развитие слухового внимания.
Кузнечик играет на бубне. (развитие чувства ритма)
Наш кузнечик маленький,
Зелененький, удаленький,
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
- Давай поиграем с кузнечиком. Слушай внимательно, как он стучит в бубен, и повторяй. (хлопай в ладоши или стучи кулачком по столу)
(примеры ритмов:  - - * * ;  - * * - ;  * * - - ;  - * * *:где * удар, - пауза).
Прожорливый жук (развитие фонематического анализа и синтеза).
В лесу завелся прожорливый жук, он съел последние звуки всех слов. Теперь насекомые не могут разговаривать, потому что не понимают друг друга. Давай им поможем, подберем к словам недостающие звуки.
Детям раздаются карточки с буквами, и предлагается поиграть: Я буду произносить слова без последнего звука, а ты поднимай подходящую букву и говори слово полностью. Примеры слов: жу(к), чуло(к), щено(к), замо(к), вени(к), су(п), сно(п), сала(т),   паке(т), букет, мос(т), бан(т), зон(т). (можно использовать вспомогательные картинки).
                                                                                                                                                                      
Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
А он взял и улет
                                                                                               Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
В городочке, у пня –
Суета, беготня,
То народец рабочий
Снует и хлопочет.
Вьется, как веревка,
По листочку ловко,
Куколкой замрет вся,
Бабочкой проснется.
  (,бабочка, пчела, муравьи, гусеница)

Прочитайте детям.
                                            Ивовый пир.
     Зацвела ива. Пальцем тронешь ее – пожелтеет палец.  Понюхаешь – мед! Спешат гости на пир!
     Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
     Прибежали муравьи: быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки.
     Комарики прилетели: ножки горсточкой, крыльями мельтешат. Жуки какие – то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки – крылья распластали.
     Все бегут и торопятся: зазеленеет ива – пиру конец.
                                                                         (по Н.Сладкову)


Посмотрите мультфильмы с детьми и побеседуйте об увиденном
"Путешествие муравья" здесь >> 
"Муравьишка  - хвастунишка" здесь >>                                                                                                                                                       
Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка",  С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...