Осень. Деревья (средний возраст)
Рассказать ребенку о поздней осени, о
том, какие изменения происходят в природе.
Рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить
особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты
разноцветной листвой, а поздней – стоят голые.
Вместе с ребенком сравнить одежду людей
ранней и поздней осенью.
Обратить внимание ребенка на то, как
изменилась погода: дни стали длиннее и короче, стало теплее или холоднее на
улице? Рассказать куда и почему улетели птицы.
Во время прогулки рассмотреть листья
различных деревьев и засушить их для гербария.
Предметный
словарь.
Существительные: осень, туча, дождь,
погода, листопад, грязь, земля, куртка, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт,
листья, деревья, береза, дуб, рябина, клен, ель, сосна, ствол, ветки, листья, корни.
Глаголы: желтеть, краснеть,
опадать, дуть, лить, наступать, вянуть, моросить.
Прилагательные: желтый, красный, сухой,
холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный.
Дидактические
игры.
Назови много.
У меня лист, а на
дереве …(листья) У меня дерево, а в лесу …(деревья)
У меня ветка, а
на дереве…(ветки) У
меня елка, а в лесу …(елки)
У меня корень, а
у деревьев …(корни) У меня береза, а в лесу…(березы)
У меня ствол, а у
деревьев ..(стволы)
Где растут?
Веточки – Веточки растут на дереве.
Листочки –
Листочки растут на веточках.
Деревья – Деревья
растут на земле.
Назови листья.
У клена – кленовый у
дуба – дубовый
У березы – березовый у рябины - рябиновый
Что пропало?
Раскладываем
перед ребенком картинки с изображением листьев: березы, клена, дуба, рябины. Просим его запомнить листья. Потом
ребенок отворачивается, а взрослый убирает одну картинку. Ребенок должен
сказать, какой лист убрали.
Подбери нужное
слово.
Льет, моросит,
капает – ….дождик.
Краснеют,
желтеют, опадают – …. Листья.
Телефон.
Взрослый тихо
говорит на ухо ребенку названия двух деревьев, а ребенок шепчет эти названия
следующему.
Посчитаем
деревья.
Один дуб_ - дуба – три …. – пять дубов
Одна береза – две березы – три … - пять берез_
Один клен– два
клена – три … - пять кленов.
Одно дерево – два дерева – три … - пять деревьев.
Развитие
мелкой моторики.
«Осень».
«С –с –с с», все
листья с липы сдул. Подуть на них.
Полетели,
закружились положить ладошки на стол
И на землю опустились. Или на коленки.
Дождик стал по
ним стучать: постучать пальцами по столу
«Кап– кап – кап,
кап – кап – кап !
Град по ним
заколотил, постучать кулаками по столу
Листья все
насквозь пробил.
Снег потом припорошил, плавные
движения руками вперед-назад
Одеялом их накрыл. Ладони
крепко прижать к столу
«Станем мы деревьями».
Сильными,
большими. Ноги на ширине плеч.
Ноги – это корни.
Их расставим шире.
Чтоб держали
дерево, руки на груди скрестить в замок
Падать не давали,
Из глубин далеких наклон вниз – зачерпнуть воду
Воду добывали.
Тело наше – ствол
могучий. Руки в замок, туловище качается
Он чуть – чуть
качается
И своей верхушкой
острой поднять руки вверх, ладони соединены
В небо упирается.
Наши руки – это
ветви. Развести руки в стороны
Крону вместе
образуют. пальцы широко расставлены
Вместе им совсем
не страшно,
Когда ветры
сильно дуют. Качаем руки из стороны в сторону
Пальцы –
веточками будут. Руки в стороны
Листья закрывают
их. Пошевелить пальцами
Как придет за
летом осень, плавно опустили руки вниз и
Разлетятся листья
вмиг. Спрятали за спину.
Мимические
упражнения.
Изобразить Раннюю
Осень: она – радостная, добрая, красивая.
Изобразить
Позднюю Осень: она – грустная, печальная.
Увидели гриб –
сморчок: сморщить лицо.
Увидели высокую
березу и удивились.
Нашли сломанную
ветку рябины – огорчились.
Упражнения
для губ и щек.
Хомячок –
толстячок. Показать какие толстые
щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щечки одновременно.
Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щечки.
Белочка
грызет орешки. Улыбнуться и постучать
зубками.
Упражнения
для языка.
Язычок в
чащобе. Показать как язычок
пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать
язык, покусывая его по всей поверхности.
Мелькает
среди веток беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке.
Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик
касался уголков рта. Челюсти и губы при этом не подвижны.
Развитие
речевого дыхания и голоса.
Вдыхаем
аромат леса. Вдох носом, пауза, под
счет «раз, два, три» выдох ртом.
Дует
осенний легкий ветерок. «У – у – у – у – у –
у»(тихо).
Подул
сильный ветер. «У – У – У – У – У »
(ГРОМКО)
Осенние
листочки на ветках висят,осенние
листочки с нами говорят: «А – о у – и ».
Развитие
слухового внимания.
Заблудились
в лесу. Предложите ребенку позвать на помощь своих друзей.
(Читаем рифмовку и выполняем действия)
Заблудилась я в
лесу Мы в лес пойдем,
И кричу: «Ау –
ау!». Тихо маму позовем:
Мы в лес пойдем, «ау – ау –ау !
Громко маму
позовем: Мама, я тебя зову!»
«АУ – АУ –АУ !
мама, я тебя
зову!»
Выучите и
отгадайте загадки с детьми.
Весной вырастают,
А осенью опадают.
Падают с ветки
Золотые монетки.
В белом сарафане
стала на поляне.
Летели синицы,
сели на косицы.
Осень в сад к нам
пришла,
Красный факел
зажгла.
Здесь дрозды,
скворцы снуют
И, галдя, его
клюют.
(листья,
осенние листья, береза, рябина)
Посмотрите мультфильмы с детьми
и побеседуйте об увиденном
Повтори
потешку за взрослым.
Трали – вали ,
трали – вали , мы деревья рисовали.
Тра – ля – ля,
тра – ля –ля, рисовали тополя.
У дерева есть
детки: листочки да ветки.
Как у нашей
Светочки на дереве веточки.
Как у нашей дочки
на дереве листочки.
Источники:
Е.А. Пожиленко
"Энциклопедия развития ребенка", С-П КАРО, 2006 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо всем!