Актуально!

пятница, 25 ноября 2011 г.

Осень. Деревья.

Осень. Деревья (средний возраст)
Родителям рекомендуется.
       Рассказать ребенку о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе.
       Рассмотреть картинки с изображением  ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней – стоят голые.
       Вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью.
       Обратить внимание ребенка на то, как изменилась погода: дни стали длиннее и короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать куда и почему улетели птицы.
        Во время прогулки рассмотреть листья различных деревьев и засушить их для гербария.

Предметный словарь.

Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, куртка, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, листья, деревья, береза, дуб, рябина, клен, ель, сосна,  ствол, ветки, листья, корни.
Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, наступать, вянуть, моросить.
Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный.

Дидактические игры.

Назови много.
У меня лист, а на дереве …(листья)  У меня дерево, а в лесу …(деревья)
У меня ветка, а на дереве…(ветки)   У меня елка, а в лесу …(елки)
У меня корень, а у деревьев …(корни) У меня береза, а в лесу…(березы)
У меня ствол, а у деревьев ..(стволы)

Где растут?
Веточки –  Веточки растут на дереве.     
Листочки – Листочки растут на веточках.
Деревья – Деревья растут на земле.

Назови листья.
У клена – кленовый                   у дуба – дубовый
У березы – березовый                у рябины - рябиновый

Что пропало?
Раскладываем перед ребенком картинки с изображением листьев: березы, клена, дуба, рябины. Просим его запомнить листья. Потом ребенок отворачивается, а взрослый убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, какой лист убрали.

Подбери нужное слово.
Льет, моросит, капает – ….дождик.
Краснеют, желтеют, опадают – …. Листья.

Телефон.
Взрослый тихо говорит на ухо ребенку названия двух деревьев, а ребенок шепчет эти названия следующему.

Посчитаем деревья.
Один дуб_  - дуба – три …. – пять дубов
Одна береза – две березы – три … - пять берез_
Один клен– два клена – три … - пять кленов.
Одно дерево – два дерева – три … - пять деревьев.

Развитие мелкой моторики.
                                                «Осень».
Ветер северный подул:                                          Пошевелить пальцами и
«С –с –с с», все листья с липы сдул.                     Подуть на них.
Полетели, закружились                                         положить ладошки на стол
И на землю опустились.                                        Или на коленки.
Дождик стал по ним стучать:                                 постучать  пальцами по столу
«Кап– кап – кап, кап – кап – кап !
Град по ним заколотил,                                          постучать кулаками по столу
Листья все насквозь пробил.
Снег  потом припорошил,                              плавные движения руками вперед-назад
Одеялом их накрыл.                                                 Ладони крепко прижать к столу

                                           «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями                          исходное положение – руки на пояс,
Сильными, большими.                          Ноги на ширине плеч.
Ноги – это  корни.
Их расставим шире.

Чтоб держали дерево,                           руки на груди скрестить в замок
Падать не давали,
Из глубин далеких                                  наклон вниз – зачерпнуть воду
Воду добывали.
Тело наше – ствол могучий.                  Руки в замок, туловище качается
Он чуть – чуть качается
И своей верхушкой острой                     поднять руки вверх, ладони соединены
В небо упирается.

Наши руки – это ветви.                          Развести руки в стороны
Крону вместе образуют.                         пальцы широко расставлены
Вместе им совсем не страшно,                   
Когда ветры сильно дуют.                      Качаем руки из стороны в сторону

Пальцы – веточками будут.                    Руки в стороны
Листья закрывают их.                             Пошевелить пальцами
Как придет за летом осень,                    плавно опустили руки вниз и
Разлетятся листья вмиг.                        Спрятали за спину.

Мимические упражнения.
Изобразить Раннюю Осень: она – радостная, добрая, красивая.
Изобразить Позднюю Осень: она – грустная, печальная.
Увидели гриб – сморчок: сморщить лицо.
Увидели высокую березу и удивились.
Нашли сломанную ветку рябины – огорчились.

Упражнения для губ и щек.
Хомячок – толстячок. Показать какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щечки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щечки.
Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубками.

Упражнения для языка.
Язычок в чащобе. Показать как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Мелькает среди веток беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом не подвижны.

Развитие речевого дыхания и голоса.
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз, два, три» выдох ртом.
Дует осенний легкий ветерок. «У – у – у – у – у – у»(тихо).
Подул сильный ветер. «У – У – У – У – У » (ГРОМКО)
Осенние листочки  на ветках висят,осенние листочки с нами говорят: «А – о у – и ».

Развитие слухового внимания.
Заблудились в лесу Предложите ребенку  позвать на помощь своих друзей. (Читаем рифмовку и выполняем действия)
Заблудилась я в лесу            Мы в лес пойдем,
И кричу: «Ау – ау!».            Тихо маму позовем:
Мы в лес пойдем,                 «ау – ау –ау !
Громко маму позовем:         Мама, я тебя зову!»
«АУ – АУ –АУ !
мама, я тебя зову!»

Выучите и отгадайте загадки с детьми.                              
                                                                                                                                        
Весной вырастают,
А осенью опадают.

Падают с ветки
Золотые монетки.

В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.

(листья, осенние листья, береза, рябина)


Посмотрите мультфильмы с детьми и побеседуйте об увиденном
"Мышонок и красное солнышко" здесь >>
"Осенние корабли" здесь >>

Онлайн-игра "Деревья" здесь>>>

Повтори потешку за взрослым.

Трали – вали , трали – вали , мы деревья рисовали.

Тра – ля – ля, тра – ля –ля, рисовали тополя.
У дерева есть детки: листочки да ветки.
Как у нашей Светочки на дереве веточки.
Как у нашей дочки на дереве листочки.

Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка",  С-П КАРО, 2006 г.

Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...