Актуально!

среда, 9 ноября 2011 г.

Сад - огород

Сад - огород. (старший возраст)
Родителям рекомендуется.
        Рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты и ягоды. Повторить обобщающие слова «овощи», «фрукты»,  «ягоды». Обратить внимание на их форму, размер, цвет, их запах и вкус.
        Рассказать, где и как растут овощи, фрукты, ягоды (в огороде, на земле, в земле; в саду, на деревьях, на кустах).
        По возможности сходить с ребенком на овощной рынок и посмотреть  какие овощи, фрукты, ягоды там продают.
       Рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и ягод.
Поговорить с ребенком о труде работников сельского хозяйства осенью.
  
     
Предметный словарь.
       Существительные: овощи: редис, свёкла, бобы, горох, кабачок, тыква, перец,  картофель, морковь, капуста, помидор, лук, огурец, редька, баклажан, хрен, патиссон, чеснок, салат,   овощ, грядка, перо (лука), ботва, стручок, корнеплод, урожай, шелуха, очистки,  кочан, кочерыжка, удобрение, вредители, гусеница, мешок, корзина, ящик.
Фрукты: Апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, айва, авокадо, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.
       Глаголы: расти, зреть, созревать, поливать, полоть, сажать, сеять,  копать,  вскапывать, выкапывать, дергать, заготавливать, убирать (урожай), срывать, выращивать, собирать, окапывать, подкапывать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать, цвести, плодоносить,
       Прилагательные: овощи: сладкий, кислый, горький, вредный, полезный, круглый,  длинный, овальный, овощной, сочный, продолговатый, крепкий, мелкий, крупный, хрустящий, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, фрукты:  спелый, зрелый, красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное (яблоко), лимонный, вишневый, малиновый (сок), фруктовый, абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).

Дидактические игры.
Большой маленький. скажи ласково)
Огурец – огурчик                              Яблоко - яблочко
Помидор – помидорчик                    Лимон – лимончик……
Один – много.
  меня помидор, а в магазине продаются Что? … помидоры)
Веселый счет. (согласование числительных с существительными)
Один помидор_ – два помидора – три…….. – пять помидоров
Одна слива – две сливы – три………. – пять слив_
Одно яблоко – два яблока – три …….. – пять яблок_
Продолжи предложение.
В магазине продается много (Чего?)…..(персиков, огурцов, картофеля)
В саду растет много (Чего?)…….(яблок, груш, слив, )
На огороде выросло много (Чего?)…….(помидор, гороха, лука)
Что это?                                                   Какой на вкус
Персик – фрукт,                              Абрикос –  сладкий,
Редька – овощ,                                 Лимон – кислый, 
Малина – ягода                                Редька – горькая.
Узнай по запаху.                                                 Узнай на ощупь.
Яблоко – ароматное,                                      Огурец – пупырчатый,
ягода – душистая,                                           Морковь – продолговатая,
 Назови фрукты на звук[А]                         Яблоко – круглое
Где растут плоды.
Редиска – в  земле, дыня – на земле, помидор – на кустике.
Назови вершки.                                       Назови корешки.
Огурцы, тыква, кабачки….                     Картофель, репа, редька……….
Дерево, кустик, земля.
Дерево – груша, персики. Куст – помидоры, смородина, Земля – свёкла, редиска.
Что общего.
Репа, свёкла – овощи, корнеплоды, круглой  формы, растут на огороде.
Найди разницу.
Репа и свекла: репа – желтая, горьковато-сладкая, едят ее в сыром и печеном виде; свёкла – красная, сладкая, ее варят, тушат или жарят.
Отгадай по описанию.
Круглый, красный, его кладут в салат с постным маслом.  (помидор)
Сырой, вареный, жаренный. (Я назову плод, а вы – в каком виде его едят). Баклажаны – вареные, жареные, помидоры – сырые, соленые.
Четвертый лишний.(почему?)
Слива, вишня, помидоры, черешня. ( ягоды и овощ)
Свёкла, морковь, картофель, помидоры.(растут в земле и на кустах)
Апельсин, груша, чеснок, капуста (слово со звуком [О])
Слива, персик, абрикос, компот (фрукты и блюдо)
Ананас, груша, апельсин, абрикос (начало и конец слова со звуком [А]
Назови соки.
Из лимона – лимонный, из апельсина – апельсиновый,
Из яблока – яблочный, из сливы  - сливовый.
Закончи предложения.                                         Назови. (вспомни)
Мама почистили картошку, чтобы………            8 и-10 названий овощей
Мама помыла овощи, чтобы……..                         (фруктов и ягод).
Мама собрала в саду малину, чтобы……
Составь рассказ (по плану)                                 
1.К какой группе относится ?      5.Цвет плода,
    2.Где растет?                              6.Вкус плода.
    3.Как растет?                              7.В каком виде его едят?
    4.Форма плода                            8.Какая от него польза?

Развитие мелкой моторики.
Можно повторить уже известные детям игры «Засолка капусты», «Апельсин»).
                                       Вкусный арбуз.
Мы большой арбуз купили         Показать кистями рук круг.
И домой скорей пошли.            Маршируем.
Там его мы долго мыли,           Изобразить мытье рук.
Обтирали, как могли,           Поочередно поглаживать руки от кончиков                         
                                                                                         пальце до запястья.
Разрезали вдоль полосок,     Ребром руки производим гориз-ные движ-я.
А потом и поперек,               Ребром руки – вертикальные движения.
По рукам и подбородку      Поочередное поглаживание рук от запястья                                        
                                                                                         к кончикам пальцев.
Сладкий сок арбузный тек.  Вытирание подбородка и облизывание губ                    
                                                                                                             по кругу.
                                                    Грядка.
Повторяй за мной зарядку.            Показать прямые ладошки.
В ней звук Т пришел на грядку.   Загнуть большие пальцы в ладошки.
Тыква – вот, и вот –  томат.          Загибать поочередно пальцы, начиная
Здесь – капуста, здесь – салат,      с указательного правой руки до указа-
Тмин, картошка, артишок              тельного левой руки.
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,                 Постукиваем кулачками друг о друга.
Будем есть мы до весны.               Потряхиваем прижатыми кулачками,
                                      
Фруктовый сад.
 (выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения)
Палец толстый и большой
Вслед за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик – господинчик
В землю косточки сажает.

Мимические упражнения.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
Передать эмоциональное состояние. Вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айвую.
Выразить состояние недовольства в ситуациях: видите червяка в яблоке, яблоко свалилось вам на голову, чистим лук.
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, аромата яблока.

Упражнения для губ и щек.
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот. Держать рот широко открытым под счет до 5-6 р.
Толстячки – худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки», лук, чеснок, стручок гороха – «худышки».
Щечки – яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щечку. Надувать попеременно то правую, то левую щечку.
Круглая виноградинка.  Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Широкая улыбка. Губы сомкнуты.

Упражнения для языка.
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Широкий язык поднимать и опускать, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи свой бочок. Широко открыть рот, закрыть широким языком верхнюю губу. Опустить язык за нижние зубы.
Я – и не я. Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Взрослый произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т.д. Дети отвечают «И я, и я!», «Не я , не я!».
Язычок перелезает через щель в заборе в сад. Широкий язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора вот такие острые. Показать «острый» язык. Поочередно высовывать то «широкий», то «острый» язык.

Развитие речевого дыхания и голоса.
Разговоры овощей (фруктов). Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов и овощей. Помидор хвастается: «Па – пу»! «Пы – по»!, Кабачок ворчит: «То – ты – ту»!, Яблоко сердится «Фу – фа – фу»!, Вишни просят скворцов не клевать их «Пта – пты – тпо»!
Произносим «Ох!», « Ах!», « Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки, внучки.
Нюхаем садовые цветы.  Вдох через нос, выдох ртом.
Срываем яблоко с высокой ветки. Поднять руки вверх – вдох (тянемся и срываем). Опустить руки, наклонить корпус вперед – выдох (кладем в корзину.) 

Развитие слухового внимания.
Фрукты.
Предложите ребенку послушать как падает виноградинка (яблоко), слива). Фрукты роняйте в пластмассовую миску на глазах у ребенка. Предложите ребенку самому выполнить такие же действия. Большой яблоко падает и ударяется о миску сильно «БУМ!», а виноградинка падает тихо и ударяется  о миску тихонько «бум!». При ударе о дно  миски фрукты издают различные по силе звуки. (Повторите действия, но уже за ширмой.

               Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Показался желтый бок, только я не колобок,
Не из мягкого я теста, прикажи – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко. Назови меня! Я ……

И зелен, и густ на грядке вырос куст,
Покапай немножко: под кустом ………

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я ……….

Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус, Что это за шар? –  ……..

Заставит плакать всех вокруг,                   Хоть я сахарной зовусь,
Хоть он и не драчун, а ………                   Но от дождя я не размокла,
                                                                      Крупна, кругла, сладка на вкус.
                                                                      Узнали вы?  Я………..
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков……..


Посмотрите мультфильмы с детьми и побеседуйте об увиденном
"Веселый огород"  здесь >>
"Яблоко" здесь >>
"Мешок яблок" здесь  >>

Источники: 
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка",  С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.
Каталог картинок

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...