Актуально!

вторник, 14 февраля 2012 г.

Мебель



Мебель. (старший возраст)                                           

Родителям рекомендуется:
        Рассмотреть с ребенком домашнюю мебель в каждой  из комнат, вспомнив ее особенности и предназначение.     
        Назвать мебель и отдельные ее части (крышка, ножка, сиденье, ручка, спинка, дверца),  внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого изготовлена.
         Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки.
         Попросить ребенка ответить на  вопросы: для чего нужна мебель, что делают за столом, какая мебель нужна для кухни, спальни,  сколько ножек у стола, какой формы крышка у стола, из чего сделан стул, чем стул отличается от табуретки и кресла.
        Вместе с ребенком сходить на экскурсию в мебельный магазин.
        Загадать и выучить загадки о мебели.


Предметный словарь:
Существительные: стул, кресло, диван – кровать, тахта, шкаф, гардероб, тумбочка, сервант, буфет,  ножка, спинка, сиденье, ручка, стол, табуретка, гарнитур, инструменты.
Глаголы: ставить, расставить, вносить, выносить, передвигать, убирать, чистить, мыть, ремонтировать, вытирать, починить, строгать.
Прилагательные: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, круглый, прямоугольный, квадратный, чистый – грязный, мягкий – твердый, деревянный, пластмассовый, железный, лакированный, блестящий,  гладкий - шероховатый,  удобный.
Наречие: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твердо, быстро, медленно.

Дидактические игры.
Для чего это нужно? (Назвать предмет мебели и его назначение)
Кресло – В кресло можно сесть и расслабиться, отдохнуть; спинка и сиденье в нем мягкие, для рук есть подлокотники – очень удобно сидеть! Шкаф (гардероб) – в шкафу хранится постельное белье: простыни, пододеяльники, наволочки – все лежит на полочках; верхнюю одежду – вешают на вешалки в шкаф.
Четвертый лишний.
Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
Кресло, диван, буфет, стулья.
Кровать, шкаф, сервант, тумбочка.
Полка, буфет, тумбочка, кастрюля.
Назови какой. (следить за образованием слов и использованием правильных грамматических форм рода и числа.)
Полка сделана из дерева – деревянная,
Кровать, ножки у стола из железа - …..,
Диван из кожи - …..,
Стул из пластмассы - …..
Маленькие слова.
Составь предложение со словом стол, употребляя маленькие слова: в, на, под, у, за, к, между.
Посчитаем. (согласование числительных с существительными)
Пересчитай различные виды мебели: один стул, два стула,…пять стульев.
Назови части предмета.
Стул – у стула мягкое или твердое сиденье, спинка и четыре ножки. Шкаф – три стенки: задняя и две боковые, верх, дно дверки, ножки.
Найди общее. (сравнение двух предметов мебели)
Стол и стул  у них по четыре ножки,
Кресло и стул - ……, стул и табурет - ……, кровать и диван - ………,
Найди разницу. (называть те же предметы, что и предыдущей игре),
Стол и стулу стула есть спинка и сиденье, а у стола – их нет, но есть столешница.

Развитие мелкой моторики.
Стул.
Стульчик ты из рук сложи         Поставить левую ладонь         вертикально
И ребятам покажи.                     вверх. Прямые пальцы плотно прижаты
                                                     друг к другу. Правую руку сжать в кулак          
                                                      и  прижать к левой ладошке большим           
                                                      пальцем к себе.

Стол.
Левую руку сжать в кулачок.                    У стола четыре ножки,
Сверху опустить правую ладошку            Сверху крышка, как ладошка.
 с выпрямленными пальцами.

В домике. ( движения выполняются в соответствии с текстом)
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом.

Мимические упражнения.
          Выразить состояние боли. Ты упал со стула.         
          Выразить удивление Мама накрыла красиво стол к празднику.
        Показать как испугались когда чашка упала со стола и разбилась.
          Выразить состояние радости  В квартиру привезли новый диван: «Ура!»

Упражнения для губ и щек.
                    Круглый стол с большой крышкой и маленькой: вытягивать губы то широкой, то узкой трубочкой.
                    Мягкое кресло: надуть обе щеки одновременно.
                   Положим вещи в шкаф (на правую и левую полки): надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Упражнения для языка.
                    У нас круглый стол: Рот открыт. Высунуть язык и удерживать его на нижней губе (под счет до 5-7).
                    Вытираем пыль с мебели: Рот открыт. Облизываем сначала только верхние зубы (шкафы), затем нижние зубы (столы). Далее облизываем зубы по кругу.
                   Язык отдыхает на кровати: Рот широко открыт. Язык лежит на дне ротовой полости (удерживать под счет до 10).
                   
Развитие речевого дыхания и голоса.
                   Скрепит старая мебель: Произносить “Ох!”, “Ах!”, “Ух!”. Шепотом, тихо, громко от имени стула, стола, шкафа.
                    Сдуваем новогоднее конфетти с дивана: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть
конфетти (ватку, кусочки салфетки) на противоположный край дивана.



Выучите и отгадайте загадки с детьми.   
Четыре братца
Под одной крышей стоят,
Одним кушаком подпоясаны.

С ногами, а без рук,
С руками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.

По ночам во сне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать,
Что за штука я ……..

В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме  том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется ………

Меня в комнате всякий приметит,
А открыв меня зиму
С летом встретит.

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.

Я хозяйкам очень нужен,
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я …………

Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас вы садитесь много раз.

 Прочитайте детям.
(Выделенные слова нужно объяснить).                                                      
                        *   *   *
Я известный мастер по столярной части!
Смастерю я вам буфет – простоит он сотню лет,
Вытешу из елки новенькие полки.
У меня, как в мастерской, все, что нужно под рукой:
Плоскогубцы и пила, и топор, и два сверла,
Молоток, рубанок, долото, фуганок…..
Не дается мне буфет. Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий, чистенький и гладкий.
Вот и стал я соляром, заработал топором.
Я по этой части знаменитый мастер!
                                                              (С. Я. Маршак)
(рубанок – инструмент для строгания с наклоненным лезвием внутри, долото – плотничный инструмент для долбления отверстий по дереву, фуганок – длинный столярный рубанок,
плоскогубцы – клещи с плоской внутренней поверхностью.)

                                                            *   *   *
Нужные работники – столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено, сначала мы берем бревно
И пилим доски, длинные и плоские.
Эти доски вот так зажимает стол-верстак.
От работы пила раскалилась до бела.
Из-под пилки сыплются опилки.
Рубанок в руки –  работа другая:
Сучки, закорючки рубанком строгаем.
Готовим понемножку то ящик, то ножку.
Сделаем вот столько стульев и столиков!
                                                             (В. Маяковский)


Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка",  С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.
Каталог картинок

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...