Продукты питания. (Средний возраст)
Рассказать из чего сделаны продукты, что из них можно приготовить, где хранят продукты.
Обратить особое внимание на подбор (прилагательных) различных свойств, качеств и признаков предметов (продуктов).
По возможности дать попробовать ребенку продукты различные по своим качествам, чтобы ребенок мог сравнить между собой продукты по степени выраженности признака.
Предметный словарь.
Существительные: блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин, молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, ветчина, сосиска, сарделька, хлеб, булка, пирог, пирожное, компот, варенье, конфета, каша, суп, салат, крупа, вкус, запах, аромат. Обобщающие понятия: еда, пища.
Глаголы: печь, пробовать, наливать, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, остудить, подогреть, солить, выливать, месить, очищать.
Прилагательные: вкусный – невкусный, сладкий – горький, горячий – холодный, мягкий – черствый, жирный – постный, сытый – голодный, ароматный, кислый, жидкий – густой, крутой, свежий, черный, белый, серый, молочный, мясной, хлебобулочный,
Дидактические игры.
Один – много.
Колбаса – колбасы котлета – котлеты
Жир – жиры пирог - пироги
Сыр – сыры крупа – крупы
Назови одну.
Фасоль – фасолина макароны – макаронина
Горох – горошина изюм – изюмина
Виноград – виноградина мармелад – мармеладина
Картофель – картофелина
Чем угостить друга. (усвоение категории творительного падежа)
Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу друга …..(конфетой, кашей, супом, компотом, хлебом)»
Как называется? Прием пищи (еда):
Утром – завтрак, после тихого час – полдник,
Днем – обед, вечером – ужин.
(можно не соблюдать последовательность и давать понятия в разбавку.)
Когда бывает?
Ужин – вечером Завтрак – утром Обед – вечером
Кислое, сладкое, горькое.
Что бывает кислым – лимон, квас, яблоко, уксус.
Что бывает сладким – конфета, шоколад, сахар, варенье
Что бывает горьким – перец, горчица, лекарство, редька, хрен.
Готовим борщ.
Дети называют продукты, которые кладут в борщ: капусту, картошку, свёклу, морковь, перец, лук, томат, соль.
Что получится?
Из яблок - компот, сок, варенье, джем,
Из овощей - салаты, вторые блюда (пюре),
Из молока - сыр, творог, масло, сметану
Из муки - макароны, хлеб, булочки
Что нужно.
Для пельменей – мясо, мука, сметана для котлет – мясо, яйца, лук
Для каши – крупа, молоко, масло
Развитие мелкой моторики.
Приготовили обед.
Хлеб нарезали и сыр, Ребром правой руки трем о ладонь левой.
Приготовили гарнир.
Помешали его в чашке Вращательные движениями кистями рук.
И добавили колбаски,
А из фарша всем котлеты Хлопки ладошками лодочками.
Жарили мы без диеты.
Посолили, поперчили, Движения пальцев имитирующих посыпание
Замесили. Не забыли солью из щепотки.
Лук сердитый положить
И скорее все закрыть. Соединение ладошек – лодочек.
Мимические упражнения.
Передать эмоциональное состояние: вы едите кислый лимон, горький перец, сладкий шоколад.
Упражнения для губ и щек.
Спрячем конфетку за щечку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Тянем макароны в рот. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
Упражнения для языка.
Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался уголков рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до пяти – десяти).
Испекли пирожки с начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в «трубочку» язык – пирожки с капустой.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Обожгли язык. Широкий язык лежит между губами, дуем на ожог.
Невкусная айва. «Фа – фо! Фы – фу!» (повторите слоги)
Пыхтит тесто. «Пых – пых –пых!»
Вскипело молоко. «Ай – ай –ай ! А – а - а- а й! О – о – о – ой! »
Развитие слухового внимания.
В магазине. Взрослый – покупатель, ребенок – продавец. У покупателя болит горло, он шепотом просит продать ему продукты (мясо, масло, хлеб, …) А продавец повторяет эти слова громко. (для усложнения можно называть сразу два, три продукта)
Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, и белый,
А бывает подгорелый.
Маленькое, сдобное
Колечко съедобное.
Я одна тебя не съем, -
Разделю ребятам всем!
Он бывает с творогом, с рисом, с мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда, так кладут его на блюдо.
Белый сладкий камень
В чашке нашей тает
(хлеб, бублик, пирог, сахар)
Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка", С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо всем!