Родителям рекомендуется:
Рассмотреть с ребенком домашнюю мебель в каждой из комнат, вспомнив ее особенности и предназначение.
Назвать мебель и отдельные ее части (крышка, ножка, сиденье, ручка, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого изготовлена.
Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки.
Попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель, что делают за столом, какая мебель нужна для кухни, спальни, сколько ножек у стола, какой формы крышка у стола, из чего сделан стул, чем стул отличается от табуретки и кресла.
Вместе с ребенком сходить на экскурсию в мебельный магазин.
Загадать и выучить загадки о мебели.
Предметный словарь:
Существительные: стул, кресло, диван – кровать, тахта, шкаф, гардероб, тумбочка, сервант, буфет, ножка, спинка, сиденье, ручка, стол, табуретка, гарнитур, инструменты.
Глаголы: ставить, расставить, вносить, выносить, передвигать, убирать, чистить, мыть, ремонтировать, вытирать, починить, строгать.
Прилагательные: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, круглый, прямоугольный, квадратный, чистый – грязный, мягкий – твердый, деревянный, пластмассовый, железный, лакированный, блестящий, гладкий - шероховатый, удобный.
Наречие: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твердо, быстро, медленно.
Дидактические игры.
Для чего это нужно? (Назвать предмет мебели и его назначение)
Кресло – В кресло можно сесть и расслабиться, отдохнуть; спинка и сиденье в нем мягкие, для рук есть подлокотники – очень удобно сидеть! Шкаф (гардероб) – в шкафу хранится постельное белье: простыни, пододеяльники, наволочки – все лежит на полочках; верхнюю одежду – вешают на вешалки в шкаф.
Четвертый лишний.
Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
Кресло, диван, буфет, стулья.
Кровать, шкаф, сервант, тумбочка.
Полка, буфет, тумбочка, кастрюля.
Назови какой. (следить за образованием слов и использованием правильных грамматических форм рода и числа.)
Полка сделана из дерева – деревянная,
Кровать, ножки у стола из железа - …..,
Диван из кожи - …..,
Стул из пластмассы - …..
Маленькие слова.
Составь предложение со словом стол, употребляя маленькие слова: в, на, под, у, за, к, между.
Посчитаем. (согласование числительных с существительными)
Пересчитай различные виды мебели: один стул, два стула,…пять стульев.
Назови части предмета.
Стул – у стула мягкое или твердое сиденье, спинка и четыре ножки. Шкаф – три стенки: задняя и две боковые, верх, дно дверки, ножки.
Найди общее. (сравнение двух предметов мебели)
Стол и стул у них по четыре ножки,
Кресло и стул - ……, стул и табурет - ……, кровать и диван - ………,
Найди разницу. (называть те же предметы, что и предыдущей игре),
Стол и стул – у стула есть спинка и сиденье, а у стола – их нет, но есть столешница.
Развитие мелкой моторики.
Стул.
Стульчик ты из рук сложи Поставить левую ладонь вертикально
И ребятам покажи. вверх. Прямые пальцы плотно прижаты
друг к другу. Правую руку сжать в кулак
и прижать к левой ладошке большим
пальцем к себе.
Стол.
Левую руку сжать в кулачок. У стола четыре ножки,
Сверху опустить правую ладошку Сверху крышка, как ладошка.
с выпрямленными пальцами.
В домике. ( движения выполняются в соответствии с текстом)
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом.
Мимические упражнения.
Выразить состояние боли. Ты упал со стула.
Выразить удивление Мама накрыла красиво стол к празднику.
Показать как испугались когда чашка упала со стола и разбилась.
Выразить состояние радости В квартиру привезли новый диван: «Ура!»
Упражнения для губ и щек.
Круглый стол с большой крышкой и маленькой: вытягивать губы то широкой, то узкой трубочкой.
Мягкое кресло: надуть обе щеки одновременно.
Положим вещи в шкаф (на правую и левую полки): надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Упражнения для языка.
У нас круглый стол: Рот открыт. Высунуть язык и удерживать его на нижней губе (под счет до 5-7).
Вытираем пыль с мебели: Рот открыт. Облизываем сначала только верхние зубы (шкафы), затем нижние зубы (столы). Далее облизываем зубы по кругу.
Язык отдыхает на кровати: Рот широко открыт. Язык лежит на дне ротовой полости (удерживать под счет до 10).
Развитие речевого дыхания и голоса.
Скрепит старая мебель: Произносить “Ох!”, “Ах!”, “Ух!”. Шепотом, тихо, громко от имени стула, стола, шкафа.
Сдуваем новогоднее конфетти с дивана: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть
конфетти (ватку, кусочки салфетки) на противоположный край дивана.
Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Четыре братца
Под одной крышей стоят,
Одним кушаком подпоясаны.
С ногами, а без рук,
С руками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
По ночам во сне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать,
Что за штука я ……..
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется ………
Меня в комнате всякий приметит,
А открыв меня зиму
С летом встретит.
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
Я хозяйкам очень нужен,
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я …………
Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас вы садитесь много раз.
(Выделенные слова нужно объяснить).
* * *
Я известный мастер по столярной части!
Смастерю я вам буфет – простоит он сотню лет,
Вытешу из елки новенькие полки.
У меня, как в мастерской, все, что нужно под рукой:
Плоскогубцы и пила, и топор, и два сверла,
Молоток, рубанок, долото, фуганок…..
Не дается мне буфет. Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий, чистенький и гладкий.
Вот и стал я соляром, заработал топором.
Я по этой части знаменитый мастер!
(С. Я. Маршак)
(рубанок – инструмент для строгания с наклоненным лезвием внутри, долото – плотничный инструмент для долбления отверстий по дереву, фуганок – длинный столярный рубанок,
плоскогубцы – клещи с плоской внутренней поверхностью.)
* * *
Нужные работники – столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено, сначала мы берем бревно
И пилим доски, длинные и плоские.
Эти доски вот так зажимает стол-верстак.
От работы пила раскалилась до бела.
Из-под пилки сыплются опилки.
Рубанок в руки – работа другая:
Сучки, закорючки рубанком строгаем.
Готовим понемножку то ящик, то ножку.
Сделаем вот столько стульев и столиков!
(В. Маяковский)
Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка", С-П КАРО, 2006 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо всем!