Родителям рекомендуется.
В парке, в саду или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука.
Рассказать о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе; объяснить, что муха – вредное насекомое.
Помочь ребенку составить рассказ о насекомом по плану:
1. К какой группе относится.
2. Части тела насекомого.
3. Его окраска.
4. Чем питается.
5. Поведение насекомого.
6. Как спасается от врагов.
7. Польза от насекомого.
Предметный словарь.
Существительные: нектар, пыльца, жало, хоботок, надкрылья, рой, улей, бактерия, вредители, санитар, скорость, паутина, муравейник, светлячок, мошка, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка.
Глаголы: ползать, прыгать, порхать, распускать, складывать, распластать (крылья), гудеть, пищать, садиться, прятаться, клевать.
Прилагательные: прозрачный, разноцветный, вредный – полезный, задний – передний, жесткий – мягкий, кровососущий.
Наречия: кувырком, беззвучно – громко, высоко – низко, далеко – близко, быстро – медленно, стремительно.
Дидактические игры.
Как передвигается?
Бабочка – порхает, муха – летает, кузнечик – прыгает, гусеница – ползает, муравьи – бегают,
Кто так двигается?
Летает – пчела, жук, муха
Ползает – червяк, гусеница,
Бегает – муравей, таракан.
Назови части тела насекомого.
Крылья (у летающих насекомых), лапы, жало, туловище, хоботок.
У кого два крыла, у кого четыре.
У бабочек, пчел, жуков и стрекоз – по четыре крыла.
У мух и комаров – по два крыла.
Какой звук издают.
Комары – пищат, шмели – гудят, бабочки летают бесшумно, пчелы – жужжат., кузнечики – стрекочут.
Подбери признак.
Шмель (какой?) – неуклюжий, толстый, мохнатый.
Муравей (какой?) – быстрый,
Бабочка (какая?) – красивая,
Назови ласково:
Комар – комарик Гусеница - гусеничка
Паук – паучок пчела – пчелка
Кто лишний и почему:
Жук, бабочка, птенец (птенец, так как он птица, а жук и бабочка – насекомые)
Сосчитай до пяти:
Один майский жук, два майских жука, три….., пять майских жуков.
Один мохнатый шмель, ……
Одна изумрудная стрекоза, ……
Развитие мелкой моторики.
Осы.
Осы любят сладкое, выставить средний палец, зажать
к сладкому летят. его между указательным и
И укусят осы, безымянным, вращать им в разные
если захотят. стороны.
Жук.
Жук летит, Пальчики в кулачок. Указательный
жужжит, жужжит и мизинец разведены в стороны,
и усами шевелит. Ребенок шевелит ими.
Комарик.
Не кусай, комарик злой! Сжать кулачок, указательный
Я уже бегу домой. палец впереди «хоботок». Мизинец
и большой пальцы, расслабив
опустить вниз – «лапки».
Пчелы.
Пальцы, как пчелы, летают по сотам Указательный и средний
И в каждую входят с проверкою пальцы «ходят», «летают»
- Что там? по сотам на ударные слоги.
Хватит ли меда нам всем до весны, (Соты: нарисованы на бумаге, выложенные
Чтобы не снились голодные сны? крышки от гуаши на столе, перевернутая пельменница).
Мимические упражнения.
Выразить состояние боли: вас укусила оса, пчела, комар.
Выразить состояние удивления – какая красивая стрекоза пролетела мимо, какую красивую паутину с капельками, как бусинками оставил после дождя паук.
Выразить свое состояние в ситуациях: у вас над ухом звенит комар, гусеница грызет красивый лист, муравьи строят муравейник.
Упражнения для губ и щек.
«Толстячки – худышки» (попеременно надуваем щеки) изобразить худого комара и толстую пчелу.
«Вкусный нектар». Показать как пчела сосет хоботком нектар с цветов.
«Сердитая гусеница» - оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
Упражнения для языка.
Жало у осы. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до шести – восьми).
Муравьи вылезают из муравейника. Губы в улыбке, широкий язык медленно протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке – это тропинки, которые прокладывают муравьи из своего домика.
Мелькают крылышки стрекозы. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом не подвижны.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Бабочка нюхает цветы. Вдох через нос, выдох ртом.
Укусил комарик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой – ой – ой – ой!», а затем предложение: «Ой, ой, ой болит пальчик мой!», «Уй, уй, уй, ты на пальчик свой подуй!»
Кто как голос подает: шмели – гудят басом «У –у-ууууу», пчелы – жужжат « Ж- ж –жжжж», комары – пищат «З-з-зззззз», стрекозы – трещат «Тыр-тыр- тырррррр».
Развитие слухового внимания.
Кузнечик играет на бубне. (развитие чувства ритма)
Наш кузнечик маленький,
Зелененький, удаленький,
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
- Давай поиграем с кузнечиком. Слушай внимательно, как он стучит в бубен, и повторяй. (хлопай в ладоши или стучи кулачком по столу)
(примеры ритмов: - - * * ; - * * - ; * * - - ; - * * *:где * удар, - пауза).
Прожорливый жук (развитие фонематического анализа и синтеза).
В лесу завелся прожорливый жук, он съел последние звуки всех слов. Теперь насекомые не могут разговаривать, потому что не понимают друг друга. Давай им поможем, подберем к словам недостающие звуки.
Детям раздаются карточки с буквами, и предлагается поиграть: Я буду произносить слова без последнего звука, а ты поднимай подходящую букву и говори слово полностью. Примеры слов: жу(к), чуло(к), щено(к), замо(к), вени(к), су(п), сно(п), сала(т), паке(т), букет, мос(т), бан(т), зон(т). (можно использовать вспомогательные картинки).
Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
А он взял и улет
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
В городочке, у пня –
Суета, беготня,
То народец рабочий
Снует и хлопочет.
Вьется, как веревка,
По листочку ловко,
Куколкой замрет вся,
Бабочкой проснется.
(,бабочка, пчела, муравьи, гусеница)
Прочитайте детям.
Ивовый пир.
Зацвела ива. Пальцем тронешь ее – пожелтеет палец. Понюхаешь – мед! Спешат гости на пир!
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки.
Комарики прилетели: ножки горсточкой, крыльями мельтешат. Жуки какие – то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки – крылья распластали.
Все бегут и торопятся: зазеленеет ива – пиру конец.
(по Н.Сладкову)
"Муравьишка - хвастунишка" здесь >>
Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка", С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо всем!