Скороговорка,
чистоговорка —
малый жанр фольклора; народнопоэтическая шутка, заключается в умышленном
подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном
повторении.
Чем полезны
скороговорки?
Когда и как разучивать скороговорки?
Игры с чистоговорками.
Одним из первых исследователей народного фольклора, был В.И.Даль. Он
дает такое определение скороговорки: «частоговорка, род складной речи, с
повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или
трудных для произношенья».
Однако в современном мире различают скороговорки и чистоговорки как два
разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но
непременно должны произноситься правильно и осознанно.
Чем полезны
скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным
и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а
ребенок – успешной в будущем личностью.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат
ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая»
окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что
говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между
словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и
пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети
любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок
улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только
слышать, но понимать смысл высказываемого.
Когда и как разучивать скороговорки?
Обучение
должно проходить в форме игры, что бы ребенку это было интересно.
Можно начинать разучивать скороговорки с малышом, как только он научился
говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться.
Маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или
«отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры. Занятие
будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать
от него настоящее удовольствие!
·
Сначала надо
начинать разучивать короткие и простые скороговорки и постепенно переходить к
более сложным рифмам.
·
Для
начала стоит проговорить текст очень медленно, четко, по слогам. Цель этого
этапа правильно выучить скороговорку.
Если
встречаются незнакомые слова, их надо объяснить ребенку, а еще лучше показать
картинку или нарисовать содержание фразы.
·
Надо
помнить, что ребенок, когда учится произносить сложный для него звук, смотрит в
рот говорящего. Поэтому важна артикуляция взрослого во время проговаривания
текста.
Взрослому
следует четко произносить все звуки: и гласные и согласные. Проблемные
согласные звуки, особенно в конце слова произносите утрированно. Это очень
важно, чтоб окончания слов не
проглатывались. На этом этапе главное выучить правильно и слова и произношение!
·
Как
только текст выучен наизусть – его можно проговорить в беззвучном режиме.
Представьте, что у телевизора пропал звук и можно догадаться, о чем говорит
диктор только по его губам. В таком режиме у ребенка будет работать только
артикуляционный аппарат - без голоса, только губы, зубы и язык.
·
Затем
можно произносить скороговорки шепотом четко и понятно от начала до конца.
·
И
только на следующем этапе произносят текст вслух, но медленно и слитно, всю
фразу целиком без ошибок. Пусть ребенок произнесет скороговорку медленно и
четко несколько раз подряд в зависимости от возраста и навыков ребенка.
·
А теперь можно потренировать актерские способности.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и
радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать
скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с
которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Каждая отдельная скороговорка
– это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки,
отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Предлагаем
примеры различных видом игр-заданий с чистоговорками
добавляем слог с
определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.
прошагаем по
слогам:
Ла-ла-ла
– ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и
т.д.
закончим
чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са –
коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро
– ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча -
куча и т.д.
повторяем без
ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
поменяем звуки:
«л»
на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар –
бар.
«ш»
на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
изменяем форму
слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –
в лесу есть много … (лис) и т.д.
отвечаем
чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и
т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра –
играет, напевает, танцует детвора и т.д.
подбираем слово
с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая?
Са-са-са – это лиса.
отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать
схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла,
на столе юла, под столом юла и т.д.
называем слова,
противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра
– низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое
ведро и т.д.
называем слова
«ласково»:
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик
в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре –
искорка в костре и т.д.
придумываем
рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая
лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са –
гуляет по лесу лиса.
Са-са-са –
кого встретила лиса? Са-са-са –
волка встретила лиса и т.д.
Азбука скороговорок >>>
Скороговорки в картинках >>>
Азбука скороговорок >>>
Скороговорки в картинках >>>
ЛИТЕРАТУРА
Новоторцева
Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо всем!