Фото и видео материалы на сайте размещены с согласия родителей
Никнейм Звукоречье зарегистрирован!

вторник, 15 апреля 2014 г.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки для развития речи
Скороговорка, чистоговорка — малый жанр фольклора; народнопоэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
Чем полезны скороговорки?
Когда и как разучивать скороговорки?
Игры с чистоговорками.
Одним из первых исследователей народного фольклора, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка,  род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».
Однако в современном мире различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно.

Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого.

Когда и как разучивать скороговорки?
Обучение должно проходить в форме игры, что бы ребенку это было интересно.
Можно начинать разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться. Маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!

·                  Сначала надо начинать разучивать короткие и простые скороговорки и постепенно переходить к более сложным рифмам.
·                 Для начала стоит проговорить текст очень медленно, четко, по слогам. Цель этого этапа правильно выучить скороговорку.
Если встречаются незнакомые слова, их надо объяснить ребенку, а еще лучше показать картинку или нарисовать содержание фразы.
·                 Надо помнить, что ребенок, когда учится произносить сложный для него звук, смотрит в рот говорящего. Поэтому важна артикуляция взрослого во время проговаривания текста.      
Взрослому следует четко произносить все звуки: и гласные и согласные. Проблемные согласные звуки, особенно в конце слова произносите утрированно. Это очень важно, чтоб окончания слов  не проглатывались. На этом этапе главное выучить правильно и слова и произношение!
·                 Как только текст выучен наизусть – его можно проговорить в беззвучном режиме. Представьте, что у телевизора пропал звук и можно догадаться, о чем говорит диктор только по его губам. В таком режиме у ребенка будет работать только артикуляционный аппарат - без голоса, только губы, зубы и язык.
·                 Затем можно произносить скороговорки шепотом четко и понятно от начала до конца.
·                 И только на следующем этапе произносят текст вслух, но медленно и слитно, всю фразу целиком без ошибок. Пусть ребенок произнесет скороговорку медленно и четко несколько раз подряд в зависимости от возраста и навыков ребенка.
·                  А теперь можно потренировать актерские способности. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы. 
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
  Предлагаем примеры различных видом игр-заданий с чистоговорками
 добавляем слог с определённым звуком:

    Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
    Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
    Сы-су-со – покатилось коле… (со).
    Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.
 прошагаем по слогам:
    Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.
    Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
    Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
 закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
    Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
    Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
    Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.
 повторяем без ошибок:
    Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
    За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
    Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
 поменяем звуки:
    «л» на «р»: Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.
    «ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
 изменяем форму слова:
    Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
    Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
    Су-су-су – дети видели … (лису).
    Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
    Се-се-се – много сказок о … (лисе).
    Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.
 отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
    Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
    Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
  подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
    Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
 отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
    Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
 называем слова, противоположные по значению:
    Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.
    Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
  называем слова «ласково»:
    Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
    Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.
  придумываем рассказ по картинке или вопросам:
    Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
    Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
    Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
    Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.

Азбука скороговорок >>>
Скороговорки в картинках >>>

ЛИТЕРАТУРА
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – Изд.-во: Гном и Д, 2008.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо всем!

Уважаемые родители!

По Вашим многочисленным просьбам на каждой странице и в сообщениях ЗВУКОРЕЧЬЯ размещена информация о полезной литературе, настольных играх для Вас и Вашего ребенка.


Популярные сообщения

Благодарность за посещение Звукоречья

Открытки
Playroom - детская игровая комната
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...